Регистрация онлайн-кассы
Контрольно-кассовая техника (ККТ), используемая организациями и предпринимателями при осуществлении расчетов, должна быть зарегистрирована в установленном порядке (п. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).
Для перехода на онлайн-ККТ пользователю необходимо уточнить у производителя ККТ (или ЦТО) можно ли модернизировать имеющиеся кассовые аппараты. Если модернизировать нельзя, то следует приобрести новые (письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831). Дальнейший порядок действий будет зависеть от того, приобретена новая или модернизирована старая ККТ, он рассмотрен в таблице.
Модернизируем старую ККТ | Приобретаем новую ККТ |
1. Исходя из сроков действия ЭКЛЗ составить график модернизации кассовых аппаратов | 1. Исходя из сроков действия ЭКЛЗ составить график замены кассовых аппаратов |
2. Выбрать оператора фискальных данных (ОФД) и заключить с ним договор (предварительно узнав, работает ли он с этой ККТ). Список ОФД приведен на сайте ФНС России | 2. Выбрать оператора фискальных данных (ОФД) и заключить с ним договор (предварительно узнав, работает ли он с этой ККТ). Список ОФД приведен на сайте ФНС России |
3. Снять старую кассу с регистрации в старом порядке | 3. Купить новую ККТ. Во избежание сложностей с регистрацией ККТ, рекомендуем проверять наличие каксамой ККТ, так и входящего в ее состав фискального накопителя в соответствующих реестрах, которые опубликованы на сайте ФНС России |
4. Модернизировать кассу, снятую с учета. После модернизации это будет уже новая модель кассы | 4. Купить новое программное обеспечение, установить его |
5. Обновить программное обеспечение | 5. Поставить ККТ на учет в инспекции |
6. Поставить ККТ на учет в инспекции | 6. Подключить новую кассу к оператору фискальных данных (ОФД). Это нужно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, чтобы фискальный накопитель не заблокировался |
7. Подключить новую кассу к оператору фискальных данных (ОФД). Это нужно сделать в течение 30 дней с момента регистрации, чтобы фискальный накопитель не заблокировался |
Рассмотрим подробнее процедуру регистрации ККТ в налоговой инспекции. Можно выделить основные этапы.
Этап 1. Подача заявления
Регистрация ККТ осуществляется в налоговом органе. Организации и индивидуальные предприниматели могут по своему усмотрению подать заявление о регистрации ККТ (п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- в любую территориальную инспекцию в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
- в электронной форме через кабинет ККТ. При этом датой подачи заявления в электронной форме является дата его размещения в кабинете ККТ.
В заявлении необходимо указать (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- полное наименование организации или ФИО (при его наличии) предпринимателя;
- ИНН;
- адрес и место установки (применения) ККТ. Если расчет происходит через Интернет, то нужно указать адрес (адреса) сайта. Если расчет осуществляет банковский платежный агент (субагент) с применением автоматического устройства для расчетов, необходимо указать адрес его установки и место установки ККТ в его составе;
- наименование модели ККТ;
- заводской номер экземпляра модели ККТ;
- наименование модели фискального накопителя;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов – номер такого устройства;
- сведения о применении ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных – если применяется такой режим;
- сведения о применении ККТ только при оказании услуг – если регистрируется автоматизированная система для БСО;
- сведения о применении ККТ только при осуществлении расчетов в безналичном порядке через Интернет – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования только при осуществлении таких расчетов;
- сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности банковского платежного агента (субагента) и (или) платежного агента (субагента), при приеме ставок, интерактивных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при организации и проведении азартных игр – если регистрируется ККТ, предназначенная для использования в такой деятельности;
- сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности по проведению лотерей;
- сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, а также о номерах этих автоматов. В этой норме идет речь о таких видах деятельности, как вендинговая торговля и услуги перевозки с применением турникетов.
ФНС России вправе определять дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации ККТ.
Этап 2. Отчет о регистрации
В фискальный накопитель необходимо записать (п. 3 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- регистрационный номер ККТ, который инспекция сообщает не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации;
- полное наименование организации или ФИО (при его наличии) предпринимателя;
- сведения о ККТ, в том числе о фискальном накопителе;
- иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.
После этого необходимо сформировать отчет о регистрации (отчет об изменении параметров регистрации) и передать его контролерам. Это следует сделать не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера. Передать отчет можно следующим образом:
- на бумажном носителе;
- через кабинет ККТ;
- через оператора фискальных данных.
Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ либо его передачи оператору фискальных данных.
Если в отчете о регистрации допущена ошибка и пользователь может ее исправить, то после формирования отчета о регистрации можно сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать его в налоговую инспекцию в те же сроки.
Этап 3. Регистрация ККТ
Сведения, указанные в заявлении о регистрации ККТ, налоговая инспекция вносит в карточку регистрации ККТ и журнал учета. Именно дата формирования карточки регистрации ККТ является датой регистрации ККТ. На это инспекции отводится десять рабочих дней с даты подачи заявления. Такая карточка направляется налогоплательщику в электронной форме через (п. 7, 11 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- кабинет ККТ;
- оператора фискальных данных.
Налогоплательщик, получивший карточку регистрации ККТ в электронной форме вправе получить такую карточку в бумажном виде (п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Налоговая инспекция откажет в регистрации ККТ, если (п. 13, 17 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):
- сведения о ККТ (фискальном накопителе) отсутствуют в реестре;
- в случае представления в заявлении о регистрации ККТ недостоверных сведений или сведений не в полном объеме.